Ювелирное художественное литье

Художественное литьё из металлов: технологии и материалы

Ювелирное художественное литье

С момента появления до сегодняшнего дня формование металлических расплавов использовалось для создания произведений искусства. Старинные украшения и скульптуры, выполненные с величайшим мастерством, были сделаны с помощью древних технологий художественного литья из металлов. Эти методы почти без изменений используются современными авторами.

С металлом человечество познакомилось очень давно, но самые ранние попытки получения отливок из него, скорее всего, берут начало в четвёртом тысячелетии до н. э. Такие предположения позволяют делать археологические находки на Ближнем Востоке. Согласно исследованиям, первые формы, заполненные жидким металлом, были простыми углублениями в открытом грунте.

Значительного прогресса в точности и качестве отливок мастерам древности удалось добиться не сразу. Приблизительно вторым-третьим тысячелетием до нашей эры датируются первые сохранившиеся артефакты, которые можно отнести к скульптурному жанру. В этот период литьё становится не только предметом ремесла, но и способом создания произведений искусства высокого уровня.

Суть технологии заключается в свойстве расплавленного металла (как и любой другой жидкости) заполнять сосуд, в который его вылили. После остывания готовая отливка становится точной геометрической копией пустот в ёмкости. Основные этапы упрощённо выглядят так:

  1. Изготовление скульптором оригинальной модели из пластичных неметаллических материалов.
  2. Приготовление материалов для формования, создание литейной формы по оригиналу.
  3. Плавление металла, заливка его в форму, остывание.
  4. Освобождение готового изделия от формы, очистка и механическая обработка.

Процесс значительно усложняется, если необходимо создавать пустотелые отливки или тиражируемые изделия.

Используемые материалы

«Семёркой древних» называют перечень из железа, меди, олова, свинца, серебра, золота и ртути — с ними человечество знакомо не одну тысячу лет. Драгоценные металлы использовались для изготовления ювелирных изделий, а основным материалом для художественного литья в прошлом были сплавы на основе меди. В новое время к ним добавились чугун и алюминий.

Художники на протяжении всей истории не ограничивали себя ассортиментом материалов для плавки. Например, в XIX веке в Европе и России были популярны изделия из цинка и свинца, а современные скульпторы нередко обращаются к нержавеющей стали. Но классическими материалами для художественного литья даже на сегодняшний день являются бронза и чугун.

Бронзовые сплавы

Сплавы меди с некоторыми цветными металлами (свинцом, оловом, алюминием, бериллием) без присутствия цинка и никеля называют бронзой. Медь с большими примесями цинка — это латунь.

Последнюю применяют в основном для изготовления кабинетной скульптуры и дорогой мебельной и интерьерной фурнитуры.

Главным материалом для художественного литья больших и малых форм оставалась несменной на протяжении веков оловянная бронза. Её преимущества:

  • ничтожная усадка;
  • высокая текучесть;
  • не подверженность пористости при остывании;
  • высокая теплопроводность;
  • прочность;
  • коррозионная стойкость;
  • упругость;
  • свариваемость.

Литьё из бронзы — одно из старейших искусств. Применение её в разных частях древнего мира было повсеместным: люди готовили в бронзовой посуде, носили бронзовые украшения, пользовались бронзовыми инструментами, застёгивали одежду на бронзовые пуговицы.

Эта эпоха известна по удивительно высокому качеству исполнения и небывалой художественной силы скульптурам, сохранившимся до наших дней. С тех времён берёт начало литейная бронзовая традиция, надолго пережившая свой век с одноимённым названием.

Безусловно, сплавы совершенствовались на всём протяжении истории, но большая часть технологических процессов художественного литья оставались неизменными.

Серый чугун

Бронза и железо, пожалуй, самые важные материалы в истории человечества. Недаром они дали названия двум эпохам технологической эволюции — бронзовому и железному векам.

Поскольку для железного литья требовались более высокие температуры и сложные печи, плавку железа человечество освоило несколько позже бронзы. По некоторым сведениям, чугун лили в Китае ещё 2 тыс. лет назад.

Первыми массовыми изделиями из него в Европе и России были стволы пушек и ядра к ним в XV веке.

Эволюция печей и энергоёмкого топлива для них быстро сделала высокие температуры доступными не только для военной промышленности. Художественное применение литейного железа началось приблизительно в 1500 г.

с производства плитки для печей, памятников и фонтанов.

Мощным толчком для популяризации чугуна в искусстве было бурное развитие металлургических технологий во второй половине девятнадцатого века и последующая за этими событиями индустриализация.

Для приготовления скульптуры используют серый чугун с высоким содержанием фосфора как самый недорогой и приспособленный для литья сплав железа с углеродом.

Фосфор улучшает текучесть — это помогает металлу полностью заполнять форму. Свойство фосфора повышать хрупкость железа для художественного литья значения не имеет, как и присущая серому чугуну пористость.

Материал обладает ещё одним важным свойством — привлекательностью внешнего вида готового изделия.

Применяемые методы

Традиционные технологии нисколько не утратили актуальности и в наше время. В качестве основных мастера применяют литьё либо в земляные формы, либо по выплавляемым моделям. На XIX век пришёлся накал соперничества этих двух методов. Первый стал массовым в основном у промышленников, уступив лидерство в искусстве более точному и дорогому литью по восковым моделям.

Литьё в землю

Этот метод объединяет литьё в землю, песок или глину. Основная разница между ними заключается в материале формы. Суть технологии состоит в получении отпечатка от шаблона на смеси с дальнейшим изменением её качества (трамбовкой, добавлением связующего вещества) и последующим формированием в ней литниковой системы — каналов, по которым будет поступать и удаляться расплавленный металл.

Для создания сложных объёмных фигур нередко используют разборные шаблоны, а формовку производят в специальных составных ящиках — опоках. На результат большое влияние оказывает состав и качество формовочной смеси. После отливки заусенцы и линии каналов удаляются механически.

Достоинства технологии:

  • простота;
  • низкая себестоимость;
  • возможность создавать отливки больших размеров и массы.

По выплавляемым моделям

Этот метод был популярен ещё в Древнем Египте и Китае, использовался в Греции и Риме, не претерпел больших изменений за тысячелетия. Основные эволюции произошли во вспомогательных материалах: воск мастера сменили на синтетические смеси, активно стали применять эластичные резиновые формы и т. п. Классический метод литья по выплавленному воску выглядит так:

  1. Создание восковой модели скульптором — точной копии будущей отливки.
  2. Изготовление формы — на поверхность воска наносится в несколько этапов пастообразная гипсово-глиняная смесь.
  3. Запекание формы в печи. Во время нагрева воск покидает форму, вытекая через заранее предусмотренные каналы.
  4. Заливка расплавленного металла в покинутые воском пустоты.
  5. Освобождение готовой скульптуры от глиняной формы.
  6. Удаление лишнего металла с отливки, шлифование, полировка, художественная химическая обработка.

В подобном виде этот древний метод сейчас очень популярен у художников. Процесс литья усложняется при необходимости создавать тиражируемые изделия. Тогда в регламент работ добавляются процедуры изготовления «негативных моделей», назначение которых — служить многоразовой формой для восковых отливок.

Сам по себе способ формирования по выплавляемым моделям позволяет создавать чрезвычайно качественные и тонкие изделия из всех видов металлов. Технологические трудности могут возникнуть лишь при изготовлении больших элементов: такие задачи по плечу только мастерам высокой квалификации.

Источник: https://tokar.guru/metallicheskie-izdeliya/hudozhestvennoe-lite-iz-metalla.html

Технология литья икон в XVIII-XIX веках

Ювелирное художественное литье

На этой странице размещена информация о технологии литья икон и киотных крестов в XVIII-XIX веках. Изделия других периодов, а также нательные кресты указанного периода изготовления могли отливаться как по описанной технологии, так и с использованием иных технологий литья.

Задачка

Однажды на форуме сайта “Христианство в искусстве” был задан вопрос, как могло получиться двойное изображение на литой иконке.

Если Вы в состоянии уверенно объяснить появление подобного дефекта, тогда читать дальнейший текст Вам, скорее всего, не имеет смысла.

Тем же, кто не может дать уверенный ответ на этот вопрос, предлагаем ознакомиться с технологией литья икон в XVIII-XIX веках. Кстати, на форуме ответ на заданный вопрос так и не был получен.

Первоисточники

Чтобы определить, какая технология использовалась при литье икон в XVIII-XIX веках, обратимся к первоисточникам – документам того времени.
В “Указе о медном мастерстве” (XVIII век) подробно описаны все этапы получения формы для литья в землю: “То возьми верхнюю половину опоки да положи на доску да землю набей туго…


В “Истории литейного дела икон и крестов медно-литейного заведения Серова П.Я., с. Красное Костромской области” читаем: “… Для всякой какой-бы то ни было отливок (вещи) в литейном производстве нужна модель для формовки в земле. И после извлечения ее из земли образует литейную форму со всеми ее точными очертаниями, что и будет называться литейной формой.

Куда и будет заливаться жидкий металл и при остывании принимает твердую массу с ее точными очертаниями.” Далее: “… Формовочная смесь (глина и песок)…”
В статье Г.И. Фроловой “К вопросу о технологии выговского (поморского) литья” есть строки из описи обыска крестьян Олонецкой губернии (документ середины XIX века): “Найдено: …

в корыте сырая земля, употребляемая при вылитии створов и крестов, на полке четыре железные опоки”.

Во всех упомянутых документах описываются материалы и технологические моменты, характерные для технологии, которая называется литье в землю (варианты названия: литье в песчаные формы, литье в песчано-глинистые формы). В “Истории литейного дела Серова П.Я. из села Красное” есть упоминание о технологии литья по восковым (выплавляемым) моделям, но отмечено, что эта технология использовалась только при получении заготовки для модели.

Определения

Литье в землю – это литье в разовую песчано-глинистую форму. Разовая форма служит только для одной заливки металлом и после получения отливки разрушается. Форма изготавливается из формовочной смеси в опоках с помощью моделей.

Модель – это приспособление для получения в форме полости-отпечатка, соответствующего конфигурации и размерам будущей отливки. После уплотнения формовочной смеси модель извлекается из формы. При литье икон моделью служила такая же икона (обычно проработанная резчиком-чеканщиком).

Формовочная смесь представляет собой смесь песка 70-90% и глины 30-10%. Формовка производится в опоках.

Опока – жесткий короб из дерева или металла, предназначенный для удерживания формовочной смеси при уплотнении смеси и заливке формы металлом

Процесс изготовления разовых литейных форм называется формовкой. Формовка производилась в «формовой избе» или «печатальне».

Упрощенное описание процесса изготовления формы

а) Модели икон 1 (на рисунках показана только одна модель) нижней стороной укладываются на подмодельный щиток 2. Затем на щиток устанавливается ниж­няя опока 4 рабочей плоскостью вниз.

б) На модели слой за слоем насыпается формовочная смесь.

в) После заполнения опоки смесь уплотняется трамбовкой 5.

г) Излишек формовочной смеси срезается.

д) Нижняя опока с заформованными в ней моделями переворачивается на 180° поверхностью разъема вверх.

е) На нижнюю опоку 4 устанавли­вается верхняя опока 7 и модель стояка 6 (стояк – вертикальный литейный канал). Весь объем верхней опоки засыпается формовочной смесью и смесь уплотняется.

ж) Излишек смеси срезается вровень с кромкой верхней опо­ки. Выполняются наколы для вентиляции формы.

з) Модель стояка извлекается из формы и снимается верхняя опока.

и) В нижней опоке прорезаются горизонтальные литниковые каналы-питатели 8 («путики»)

к) Модели извлекаются из формы.

л) Форма вновь собирается и отправляется на участок литья – «плавильню», где происходит сушка формы и заливка в нее металла.

“Неверные” термины

Просматривая сообщения на форумах, посвященным металлопластике, читая статьи о медном литье, иногда приходится встречаться с такими словосочетаниями, как “изготовили матрицу”, “вырезали форму” и т.п.

Теперь Вы знаете, что если при этом речь идет о литых иконах XVIII-XIX веков, значит имеет место либо неправильное употребление терминов, либо неверное представление о технологии литья того времени.

Матрица (в обработке металлов) – это деталь литейной формы (или штампа), имеющая зеркальное отображение отливаемой детали., которая определяет форму будущей отливки.

Повторное уточнение: при литье икон других веков, а также для литья нательных крестов кроме описанной технологии литья в землю могли использоваться и другие технологии литья (хотя основным все равно было литье в землю).

Литье в землю – современность

Во всех современных справочниках по литью технология литья в землю рассматривается как наиболее простая технология, с помощью которой можно получить только грубые отливки. Про то, что наши предки литьем в землю могли получать изделия с ювелирным качеством отливки, все забыли.

На нашем предприятии, как и в производстве наших основных конкурентов, при литье икон используется технология литья по восковым выплавляемым моделям. Но нельзя исключить, что где-то нашелся умелец, который воссоздал технологию литья старых мастеров. И тогда его отливки ничем не будут отличаться от отливок прежних веков.

Проверьте себя

Теперь, когда Вы познакомились с технологией изготовления форм для литья икон в XVIII-XIX веках, вспомните вопрос, заданный в начале этой страницы. Возможно, Вы уже сумеете дать на него правильный ответ.

Когда формовщик перевернул заформованную нижнюю опоку, он увидел, что одна из моделей сместилась, и отливку делать нельзя (например, сместившаяся модель перекрыла литейный канал или зазор между моделями стал настолько мал, что появился риск прорыва формы в этом месте при заливке металла).

Вместо того, чтобы заново переформовать нижнюю опоку, формовщик вынул сместившуюся модель, вдавил ее в “правильном” месте и продолжил формовку. Но первый, “неправильный” отпечаток при этом полностью не исчез. В результате в форме, а затем и в отливке, сформировалось “двойное” изображение.

И этот очевидный брак вместо того, чтобы быть отправленным в плавильную печь, попал в продажу. Видимо, вопреки распространенному мифу о высочайшей ответственности мастеров прошлых веков, некоторые из них не были непогрешимыми работниками, и им тоже были свойственны слабости. Есть тому и другие подтверждения. Но это уже совсем другая история…

Другие материалы раздела Медные литые иконы, кресты, складни

Источник: http://www.olevs.ru/novgorodskoe_litje/static/lite_v_zemlyu/

Основные способы изготовления ювелирных изделий

Ювелирное художественное литье

Существуют отдельные технологии производства ювелирных украшений — для массового и ручного изготовления. Когда-то давно все ювелирные изделия производились только индивидуально, ручным способом.

Результатами работы ювелиров прошлых веков можно насладиться в художественных музеях и личных коллекциях. Индивидуальные технологии, которыми пользовались ювелиры для изготовления украшений, требовали длительного времени и огромных вложений труда.

Но зато все кольца, серьги и колье были непохожи друг на друга и совершенно особенны.

К сожалению, те времена далеко позади, и сейчас основная масса ювелирных изделий производится по массовым технологиям. Основные «массовые» способы изготовления ювелирных изделий следующие:

  • литьё,
  • штамповка,
  • прокатка,
  • волочение (получение нитей для цепей и подобного рода изделий).

Литьё ювелирных изделий — самая применяемая технология производства

Ювелирное литьё, как правило, проводят так: несколько десятков восковых моделей – как шашлык на шампур – собирают и припаивают на один толстый стержень. Получается ювелирная «ёлка», которую аккуратно формуют в специальную глину и запекают.

Для качественного литья ювелирных изделий необходимо, чтобы глина спеклась и высохла равномерно, без единой трещинки, а после вытопился и вытек весь воск. Цель – получение формы с пустотами. Далее тщательно перемешанный сплав выливают в форму. После всё остужают, размачивают и удаляют глину и достают уже готовую ёлку в металле.

Изделия с неё «обкусываются». Теперь на сцену приглашаются монтировщики (разумеется, ювелирные).

Отливаемые по данной технологии производства ювелирные изделия чаще всего состоят из нескольких деталей. Их скрепляют монтировщики. Части собираются вместе и спаиваются в одно целое, кольца подгоняются до нужного размера, зачищаются огрехи литья и в целом изделию придаётся товарный вид. Если монтировщик не подвёл, то и украшение в процессе носки не развалится.

Ювелирное литьё: шлифовка и полировка изделий

До того, как в изделие вмонтируют камень, украшение шлифуют и полируют. Шлифовка выравнивает профиль поверхности. Полировка (на мягком войлоке) придаёт поверхности зеркальный блеск.

Галтовка – совмещение полировки и шлифовки. Изделия полируют, перемешивая их в барабане с абразивом. Составы абразивов варьируются от скорлупы ореха до высокотехнологичных пластиков.

Хотя качество изделия при галтовке получается ниже, чем при последовательном полировании и шлифовании, этот метод достаточно быстр и дёшев.

Большинство украшений массовой технологии производства (серебряные изделия, штампованные золотые изделия и недорогие украшения фианитовой группы) обрабатывают только галтовкой.

Закрепка камней в украшениях после литья

Украшению с камнями необходима их закрепка. Закрепщик устанавливает камни в пазы и запаивает  так, чтобы они не выпадали. Камни, в большинстве своём, весьма хрупки.

Они могут в процессе закрепки не выдержать нагрузок и сколоться. Для дешёвых фианитов это не беда, но скол крупного бриллианта может сильно… огорчить.

Не удивительно, что предприятия, как правило, не работают с камнями заказчика, а закрепщик должен быть истинным асом.

Автоматизированные технологии изготовления ювелирных изделий

Чем тщательнее выполнены все этапы, тем лучше изделие на выходе. И тем оно дороже. Если цена работы превысила стоимость материалов, покупатель начинает «бастовать». Поэтому ювелиры прибегают к автоматизации производства.

Скажем,  ручная вязка цепей – дело крайне рутинное. Ювелир тянет золотую проволоку необходимой толщины, нарезает звенья и приступает к плетению. Работа будет дороже золота. Но существуют (маэстро, — музыку!) цепевязальные станки.

Они создаются под разные типы плетений и могут вязать цепочки сразу из нескольких видов проволоки. Стоимость машинного часа намного ниже, чем человека, а скорость работы выше.

Цепи вяжут десятками метров,  нарезают на куски нужной длинны и отправляют в продажу.

Технология штамповки ювелирных изделий: еще быстрее и дешевле

Штамповка украшений – ещё один способ массового изготовления ювелирных изделий. Он применяется чаще всего для плоских форм. Лучший пример – крестики, ладанки и медальоны. Из пластины металла прессом по форме выдавливаются готовые изделия, которые после минимальной обработки уже готовы к продаже.

Лить можно и с камнями!

И немного про литьё с дешёвыми камнями. Не каждая модель ювелирного украшения годна для этого метода. Камни вставляются в сами восковки при формировании ювелирной ёлки.

После обжига формы в глине – камни должны остаться внутри, и когда заливается металл – вставки  оказываются закреплёнными сразу. Со стержня —  в галтовочный барабан и всё, изделие готово.

Процент брака не малый, но дешевизна производства позволяет не обращать на него внимания.

Проверка изделий перед покупкой

Держа в руках украшение, отметьте: чисто оно выполнено, или небрежно; крепки ли звенья и замочки; плотно ли закреплены вставки. Взгляните на пломбы и пробу. Имеющему  глаза – почему бы не увидеть.

ПРОИЗВОДСТВО ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЙ | Обзор применяемых ювелирных техник | Ювелирные украшения с эмалью | Горячие эмали — технология нанесения на изделия | Горячая эмаль в домашних условиях

Чернение серебра | Художественное травление металлов. Родирование серебра и другие покрытия

Чеканка по металлу. Гравирование по металлу. Тиснение на металле | Ювелирные изделия — филигрань. Виды филиграни

Источник: http://juvelirum.ru/tehniki-obrabotki-yuvelirnyh-izdelij/sposobi-izgotovleniya-yuvelirnih-ukrasheniy/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть
    x